Как привить детям правила поведения в общественных местах

Чем раньше родные люди начнут приобщать чадо к доброжелательному отношению, тем легче пройдет процесс обучения этикету в дальнейшем. Уже с годовалого возраста ребенок начинает вести активную жизнь: пытается разговаривать, играет со сверстниками, начинает ходить. Поэтому можно утверждать, что это как раз то самое время для начала формирования осознанного поведения. Пора приучать малыша к тому, чтобы по интонации голоса родителей он понимал, как нужно себя вести.

Нет лучшего способа обучения этикету, чем пример мамы и папы.

Уже в младенческом возрасте дети неосознанно впитывают в себя эмоции, полученные от родителей. Ласковые слова, нежное отношение, добрый голос, улыбки – все это помогает малышу уловить позитивный жизненный настрой.

Малыши копируют близких людей, подражают им. Родители должны взять под жесткий контроль свое собственное поведение: не срываться на крик, не проявлять грубости, невежества. В случае плохого поведения ребенка, оставаясь спокойными, взрослым придется быть твердыми в своих словах и решениях. Не стоит сомневаться, что в дальнейшем дети так же спокойно проявят себя в подобной ситуации.

У культурных и воспитанных родителей дети знают и применяют на практике правила хорошего поведения: со старшими людьми, сверстниками, незнакомцами, воспитателями и учителями; дома и в общественных местах (в детском чаду, в школе, поликлинике, транспорте и прочем); в гостях; за столом; в телефонном разговоре и так далее.

Если же элементарные правила поведения не привиты ребенку своевременно, то в обществе он испытает дискомфорт, отвержение, замкнется в себе. Тогда уже родителям придется решать более серьезные проблемы.

Став немного старше, в двухлетнем возрасте, ребенок должен владеть минимальными навыками поведения за столом, использовать вежливые слова либо жесты в общении с окружающими

Повторение вежливых слов при каждом уместном случае – это тоже обучение. Достаточно напомнить малышу, что нужно поздороваться с соседом, сказать «спасибо» после еды, «спокойной ночи» перед сном. Со временем это войдет в привычку, и ребенок будет произносить такие слова автоматически.

Самая большая ошибка родителей – «навязывание» этикета. Часто взрослые делают грубые замечания, постоянно одергивают по разным поводам и без них. Малыш чувствует давление, начинается противостояние. Родители раздражаются, сердятся, настаивают на своем и в итоге получают полное отрицание каких-либо правил своим ребенком.

Никогда не читайте длинных нотаций и не кричите на ребенка, если он делает что-то не так. В противном случае велик риск, что он либо возненавидит нормы поведения, либо начнет делать все назло. Используйте более простые приемы. Например, если малыш бросит на землю фантик, скажите: «Ой, как некрасиво стало, даже идти неприятно. Давай лучше найдем урну и выбросим мусор туда».

Используйте игровую форму обучения. Сделайте дома небольшой игрушечный магазин, поставьте «товары», и пусть куклы, зайки или мишки делают «покупки». Покажите ребенку контраст между вежливой куклой, которая здоровается с продавцом и ведет себя прилично, и глупым зайчонком, на крики которого оборачиваются другие «покупатели» и за которого приходится краснеть маме-зайчихе.

Игра в театр так же будет эффективна, можно дать ребенку возможность побыть как положительным героем, так и отрицательным. Принесет пользу просмотр с малышом мультфильмов, которые как раз и рассматривают вежливое отношение к окружающим, прививают правила хорошего тона, в которых идет обсуждение персонажей, особенности их поведения. Не стоит забывать и про чтение книг: сказок, стишков, потешек.

Несколько таких примеров помогут малышу хорошо понять, как нужно вести себя в общественных местах.

Постарайтесь объяснить ребенку, что в общественном месте нужно вести себя так, чтобы не мешать другим людям. Если малыш залез в ботинках на сиденье в автобусе, напомните ему, что потом это место займет другой человек и он непременно испортит свою одежду, поскольку сиденье окажется испачканным. Объясняйте ребенку, что и он сам может оказаться потом в подобной неприятной ситуации.
Наконец, объясняя ребенку правила поведения, не забывайте, что все же имеете дело не с взрослым человеком. Малышам иногда хочется попрыгать на одной ножке, побегать, поиграть на улице. Они могут разговаривать слишком громко или надолго задерживаться у витрины магазина, рассматривая какую-то вещь. Если ребенок не переходит черту, не одергивайте его постоянно и не превращайте в тихого, забитого маленького взрослого.

Отдельное внимание стоит уделить речевому этикету у детей. Правила общения с окружающими должен усвоить каждый ребенок, соответственно своему возрасту. Речевой этикет включает в себя следующие аспекты: приветствовать при встрече знакомых, прощаться при расставании; применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»; обращаться ко взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей; просить прощения за проступок; не обсуждать поведение посторонних, не ябедничать; не перебивать чужой разговор; уметь сдерживать свои отрицательные эмоции.

Культурные, воспитанные дети всегда будут поняты, услышаны. Речевой этикет никогда не утратит своей актуальности, так как является основой взаимоотношений в обществе.

В детском саду, магазине и других заведениях напоминайте ребенку, что нужно здороваться, и сами приветствуйте людей с улыбкой. Можно сказать: «Когда здороваешься и улыбаешься человеку, это поднимает настроение вам обоим. Ты же хочешь, чтобы люди были более радостными?»

Осознанное, глубокое обучение этикету до маленьких детей можно донести только после достижения пятилетнего возраста. На помощь родителям приходят педагоги детских садов. Крайне важно, когда за хорошее поведение ребенка ставят в пример сверстникам, хвалят. Желание вести себя положительно растет, появляется больше друзей, общение приносит удовольствие.

Когда ребенок станет школьником, требования к его поведению в обществе повысятся, жизнь станет более насыщенной, разнообразной. Родителям стоит использовать такой момент для закрепления привитых хороших манер. Необходимо донести до ребенка, что теперь он вдвойне ответственен за свое поведение, что от этого зависит отношение к нему окружающих людей, его успехи в учебе и жизни в целом.

Гостевой этикет для детей

Крайне важно обучить свое чадо правилам поведения в гостях. Следует объяснить, что находясь в чужом доме необходимо соблюдать нормы гостевого этикета: приходить в гости только по приглашению хозяев; поприветствовать хозяев дома; не опаздывать к назначенному времени; соблюдать правила общения; не трогать предметы и вещи в доме без спроса; не настаивать на своих желаниях; соблюдать правила поведения за столом; не бегать по квартире, не кричать; не мусорить, не разбрасывать игрушки, вещи; не задерживаться в гостях надолго; поблагодарить хозяев дома за гостеприимство перед тем, как уйти.

Так же следует разъяснять детям, что правила гостевого этикета соблюдаются не только приглашенными в гости, но и теми, кто принимает гостей. Необходимо приглашать гостей заранее; встретить и поприветствовать пришедших; встречать друзей с улыбкой, хорошим настроением; разъяснить правила поведения в своем доме.

Правила поведения за столом

Еще будучи крохой, ребенок уже успел приобрести базовые навыки поведения за столом: мыть руки перед едой, использовать салфетку, уметь пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, желать приятного аппетита тем, кто кушает рядом, говорить «спасибо» по окончании трапезы. Чем старше становится ребенок, тем больше становится перечень требований к его поведению за столом: приступать к приему пищи нужно дождавшись всех, кто сидит за столом; есть молча, не разговаривать с набитым ртом; не баловаться за столом, не играть с едой; не высказывать свое недовольство приготовленной пищей; нельзя класть локти на стол; попросить подать рядом сидящего необходимый прибор, а не тянуться через весь стол; не выходить из-за стола, пока не закончат есть все члены семьи.

Родители должны не только прививать правила поведения во время приема пищи, но и на своем примере показывать, как это нужно делать. Впоследствии, посещая кафе со своим ребенком или ужиная в гостях, у взрослых будет повод погордиться за воспитание сына или дочери.

Положение человека в обществе, течение жизни напрямую зависит от восприятия окружающими его как личности. Добиться уважительного, доброго отношения к себе подвластно только тем, кто следует правилам, принятым в обществе – культурным, воспитанным, вежливым людям.

Родители должны помочь ребенку, на каждой из ступеней его развития, в усвоении элементарных, но таких необходимых норм этикета. Важно делать это с любовью и добротой, чтобы ребенок знал, что у него всегда есть поддержка близких и родных людей.

 

Информацию предоставил:                                                       Демидовой Э.А., заведующий

отделением сопровождения замещающих семей

Онлайн-консультант разработан компанией

Exiterra – создание и продвижение сайтов