Готовность к школе. Советы детского кинезиолога.

1. Мотивационно – личностная зрелость – это сформированность «Внутренней позиции школьника». Ребенок не просто хочет в школу, а в его речи появляются учебные смысловые фразы, например, «в школе нам будут рассказывать много интересного», «там интересные картинки», «в школе я многому научусь» и т.д.  Можно сказать, что ребенку хочется расти, взрослеть, так как у него скоро будет новый социальный статус.

Выделяется шесть типов мотивации к школе:

  • Желание учиться. Начало формирования учебной мотивации. Сама же учебная мотивация  будет формироваться постепенно в учебном процессе. И здесь архиважное условие – ребенку должен нравиться процесс учебы.
  • Мотивация достижения успеха. «Хочу ходить в школу, чтобы получать пятерки».
  • Изменение своего статуса «хочу стать взрослым», «я буду большой» (так как в школу ходят «взрослые»).
  • Игровая мотивация. Это самая распространенная мотивация. «Я хочу в школу, так как там будут новые друзья, и мне с ними на переменках будет интересно играть». Ребенок хочет в школу и это уже хорошо. Игровая мотивация постепенно перерастет в учебную мотивацию, при понимании,  мудрости и терпении взрослых.
  • Ориентировка на будущее. Крайне редкая мотивация. «Я хочу пойти в школу, потому что хочу как папа стать потом программистом». У ребенка есть какое – то желание и школа для него посредник.
  •  Мотивируют ребенка взрослые. Школа по принуждению, потому что надо: ходить в школу, делать уроки. Часто используются различные стимулы «Будешь хорошо учиться куплю…» и т.д.

 Личностная готовность:

  1. Умение принимать критику, признавать ошибки/спокойно реагировать на замечания учителя. 
  2. Умение контролировать «Хочу/ формирование произвольности (например, хочу поиграть, но мне надо делать домашнее задание).  

2.Физиологическая зрелость – это зрелость опорно - двигательного аппарата. «Общая ловкость».

3. Психомоторная зрелость- это совместное развитие всех высших психических функций и связь между: моторикой, вниманием, мышлением, восприятием, памятью и т.д.  

Сформированные межполушарные связи/мозолистое тело. Правое и левое полушария головного мозга всегда работают в содружестве, но каждое из них выполняет определенные функции. Например, образы предметов – правое полушарие, название этих предметов словами - левое полушарие. Межполушарные связи обеспечивают равномерное развитие всех психических функций. Если мозолистое тело к школьному обучению у ребенка развито недостаточно, он будет медленнее соображать, быстрее утомляться, так как на выполнение заданий он будет тратить больше энергии, чем другой ребенок. Также процент ошибок у него будет значительно выше, чем у других детей. Причины – меньшая физическая подвижность. У детей, которые не ползали, ползали «не так», мало ползали  необходимо искусственно развивать межполушарные связи за счет согласованности движений левой и правой половины тела. Этому хорошо способствует гимнастика мозга.

Условия формирования красивого почерка. Это связь крупной и мелкой моторики. Крупная моторика (скоординированные движения всего тела: умение играть с мячом, бегать, прыгать, скакать на одной ноге и т.д.)– фундамент для развития: мелкой моторики (пальчиков).  Ребенок, поступающий в школу, должен уметь выполнять любую серию, уже достаточно сложных движений, например, одной рукой отбивать мяч о пол, а другой хлопать себя по груди. Затем развивается мелкая моторика. В нашем обществе с маленького возраста родители начинают развивать мелкую моторику. Это противоречит детской природе. Поэтому в школе, как только увеличивается нагрузка на нервную систему ребенка, мелкая моторика начинает страдать, так как у нее отсутствует хорошая база. Например, нажим на ручку. Он должен быть не сильным и не слабым. Это аналог игры с мячом – чтобы поймать мяч после удара надо рассчитать силу самого удара, чтобы он попал обратно в руки, а не в потолок и не остался лежать на полу. Регуляция  удара при помощи крупной моторики формирует регуляцию нажима ручки при работе с прописями. Поэтому летом больше играйте со своим ребенком во всевозможные игры с мячами разного размера (бросайте, ловите, чеканьте и т.д.).

Также крупная моторика связана с пространственными представлениями. Ребенок должен уметь держать  строчку при письме, один наклон букв, не «зеркалить» буквы и т.д. На математике нужна ориентировка на листе: право, лево, верх, низ. Например, задание – отступили 3 клеточки слева, 4 сверху и т.д. В школе ребенку нужно ориентироваться в нескольких плоскостях: на столе лежит тетрадь, на подставке стоит учебник, еще есть доска. Для того, чтобы легко и быстро  переносить задание с доски или учебника в тетрадь у ребенка должны быть хорошо сформированы пространственные представления опять же в крупно моторном плане. Любая усталость приведет к снижению этой способности, если она не натренирована через все тело. Зимой пусть ребенок катается на лыжах и коньках. Дома зимой и летом на улице играйте с ребенком, например, в салочки, где нужно от кого–то убежать и надо спланировать маршрут движения, или прячьте что – то за, под и т.д. Игры в «Пираты», где по карте ребенок ориентируется, в  пространстве: пройти 10 шагов налево, 5 направо и т.д., добавьте катание на велосипеде, самокате.

Глазодвигательная координация - управление глазами во время двигательной активности. В школе при письме и чтении ребенку важно не терять строчки. У многих современных детей глазодвигательные мышцы слабые. В крупной моторике они развиваются через игры, где нужно подставить руки, например, старое, доброе «Хали – хало» или отразить удар, например, бадминтон, катание на велосипеде. Не правильно делать упор на мелкую моторику, важно продолжать развивать крупную. Все хорошо в комплексе. С хорошо развитой крупной моторикой палочки и крючочки в прописях ребенку даются в разы легче.

Как формируется осмысленное  чтение / понимание смысла прочитанного. Для этого нужна зрелость:

-абстрактно - логического мышления – процессов обобщения, исключения. Помогут в этом игры: «Четвертый лишний», рассказ по сюжетным картинкам, ответы на вопросы по прочитанной сказке или рассказу – кто, почему так поступил, то есть обсуждение мотивов поведения героев. Развитие мышления в целом дает хороший базис для развития смыслового чтения.  

-внимания. Способность удерживать определенное время какой–либо объект или предмет. Распределение внимания – уметь одновременно слушать и писать. Переключение внимания с одной деятельности на другую, например, послушать учительницу и начать выполнять задание.

Родителям нужно помнить, что произвольное внимание (делать то, что надо, а не то, что хочется) у детей формируется до 9 лет. Сосредоточенно работать 40 минут первоклассник еще не может. В первом классе детям учиться помогает интерес. Когда долго и нудно ребенок «выключается». Игры на развитие внимания: подвижные игры на переключение (например, хлопнуть 3 раза, а подпрыгнуть на один больше); словесные игры на произвольность («да и нет, не говорить, черно – бело не носить» и т.д.); подвижные игры с мячом, бумажные задания (найди различия, графические диктанты и т.д.)

- развитие пространственных представлений;

- глазодвигательная координация,

Пять  роковых ошибок родителей.

Первая ошибка.

К сожалению, многие родители считают, что показателем готовности к школе является умение ребенка читать, писать и считать и начинают упорно этому его обучать. Стремление к обучению именно этим навыкам за счет других приводит лишь к искажению развития ребенка. Например, ребенок «говорит на английском, а общаться не может», владеет счетом до тысячи, а эмоционально сдержаться не может и т.д. Чтение, письмо, счет – этот уровень школьных умений легко «накладывается» на общее развитие ребенка.

Вторая ошибка

«Ребенку бы все играть, а не заниматься». Ведущая, то есть развивающая деятельность ребенка дошкольника, и еще многих первоклашек – ИГРА! Именно в ней развивается произвольность и социальные навыки, которые необходимы школьнику. Уход от игры, как ведущей деятельности  постепенный, хотя сама игра сохраняться должна еще достаточно долго. Учебная деятельность не сформируется, пока не будет до конца освоена игровая. Ребенку гораздо проще учиться в игре. Используйте на 100% эту возможность. Играя, ребенок развивается, прорабатывает свои страхи, учится социальному взаимодействию.

Третья ошибка

«Учись сидеть за столом и не ерзать»! Ребенку физиологически необходимо ДВИГАТЬСЯ. Это способствует созреванию его мозга. Сажая ребенка за стол с раннего детства, родители убивают потенциал его развития. Необходимо делать перерывы на подвижные игры каждые 20 минут.

Четвертая ошибка

«Занимайся побольше, чтобы хорошо учиться в школе». Страх родителя перед школой и как его следствие - запугивание ребенка не способствует положительной мотивации к школе. Если у ребенка не сформируется положительная мотивация, то организм ребенка, его мозг начнут работать в системе выживания, а это значит, что  включатся природные инстинкты - убегай (болезнь, сопротивление «не хочу в школу» и т.д.); нападай (плохое поведение и т.д.); замирание /торможение, если организм ребенка не может выбрать из этих двух. Ребенок будет вынужден ходить в школу, но учиться он будет намного ниже своих природных способностей.

Пятая ошибка - интерес к ребенку начинает ограничиваться школьной тематикой. Это приводит к ощущению ребенка «я не значим», «меня больше не любят» (особенно это опасно, если родился в семье еще ребенок) – снижается самоценность ребенка, осложняются детско – родительские отношения.

Информацию предоставил:                                              Востокова Н.М., педагог-психолог 

отделения психолого-педагогической помощи

Онлайн-консультант разработан компанией

Exiterra – создание и продвижение сайтов