Трудности в обучении детей и как их преодолевать?

Мой ребенок целыми днями при бабушке сидит за уроками, мечтает, но до моего прихода с работы ничего так и не может сделать. Я прихожу уставшая, весь вечер уходит на уроки. Без крика не обходится. Это он тупой или я плохо его воспитываю?

    Часто такая ситуация наблюдается, если у ребенка не сложился интерес к учебе, не сформированы учебные навыки и умения, не развиты волевые процессы. Возможно, ребенку не хватает родительского внимания и поддержки. Еще одной причиной такого поведения может быть высокий уровень тревоги ребенка перед школой и родителями, страх наказания и страх неудачи. В ответ на сильное чувство тревоги, особенно если оно вызвано напряженной эмоциональной атмосферой, ребенок использует стратегии, называемые механизмами защиты. Защитный механизм - это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу. Все мы в повседневной жизни используем те или иные защитные механизмы, чаще всего бессознательно.

   "Уход" - самая прямая из всех возможных защит. Человек просто уходит из ситуации, физически или мысленно. Так, малыш, вместо того, чтобы делать задание по математике, сидит и мечтает о чем-то своем. Математика и так ему дается с трудом, а уж после двойки и выговора учительницы, в страхе перед руганью дома, ребенок и вовсе не может сосредоточиться, не может заставить себя прочитать задачу и вникнуть в смысл. Ребенок уходит из травмирующей ситуации, либо забывая о ней, либо представляя себя отличником и в мечтах блестяще решая все задачи.

    Упреки и давление на него ситуацию не улучшат. Представьте: вы в который раз объясняете, как решить задачу, а он упорно не понимает. У вас уже нет сил сдерживаться, и вы начинаете раздражаться. Он чувствует ваше раздражение, пугается и понимает еще меньше, начинает плакать. Времени и нервов потрачено много, задача не решена, ребенок испуган, вы ему наговорили много неприятного по поводу того, что он тупой, что ему одна дорога - в дворники, отношения от этого не улучшились. И самое главное - у ребенка появилась уверенность в том, что он тупой и что у него в жизни ничего не получится. Конечно, за один раз самооценка не складывается, но если такая ситуация происходит изо дня в день, то результат будет лучше.

   Ваш ребенок к вашему приходу не делает домашнего задания ни по одному предмету или все же у него что-то сделано? Посмотрите, с чем он может справиться самостоятельно, а в чем ему нужна помощь. Тогда договоритесь с ребенком, что он берет на себя. Если без вас ребенок не может сделать ничего, то следует разобраться, не слишком ли сложную школу вы для него выбрали.

    Если учитель считает, что все в порядке, что ребенок справляется, то, возможно, для вашего ребенка не существует другого способа добиться вашего внимания, как с помощью совместного делания уроков. Ему может просто не хватать вашего участия и заботы, и он добывает их так, как может. Вероятно, вы, приходя с работы, интересуетесь только фактической стороной школьных проблем, оценками и тем, что написано в дневнике. Возможно, вам не хватает времени и желания поговорить и подбодрить? Тогда реакция вашего ребенка закономерна. Мама реагирует только на уроки - значит, с ней надо контактировать по поводу уроков.

    Чтобы выйти из порочного круга крика и страхов, необходимо менять стратегию поведения и отношение к учебе в первую очередь родителям. Однако наблюдается, к сожалению, и общая тенденция к инфантилизации современных учеников, в силу чего все чаще и чаще родители вынуждены помогать с учебой не только школьникам, но и своим детям-студентам. Так что не форсируйте самостоятельность своего чада с риском для его психики - уж лучше набраться терпения и вспомнить что-то давно забытое!

Рекомендации родителям детей, имеющих высокий уровень школьной  тревожности

Для каждого ребенка поступление в школу – это яркое, чрезвычайно значимое событие.

Но все они по-разному привыкают к новой обстановке и новым требованиям, предъявляемым школой, у многих процесс адаптации затягивается.

Ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка выступает школьная тревожность, отрицательно влияющая на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень школьного благополучия.

Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

  • Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.
  • Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его учебные неудачи. Плохая оценка - это не конец света.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми: «Как тебе не стыдно, вот Маша прекрасно справляется, а ты вечно ничего не можешь!»
  • Ведите отсчет от его собственных неудач и достижений.
  • Корректируя деятельность ребенка, опирайтесь на позитивные моменты: «Ты молодец, ты хорошо постарался, сегодня у тебя получилось, но смотри, здесь можно было бы сделать лучше, правда?»
  • Шаг за шагом поддерживайте маленькие успехи ребенка.
  • Уважительно выслушивайте ребенка, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом.
  • Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах. Чтобы ребенок понял: посоветоваться о трудностях - это нормально, родители не будут ругать, а помогут.
  • Помогите младшекласснику составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.
  • Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет.

   А еще можно рекомендовать родителям почаще играть с ребенком в «дурацкие» игры. Не компьютерные, не состязательные, не интеллектуальные и не на ловкость или скорость. А в такие, чтобы посмеяться, покричать, «посуматошиться», подержаться за руки, обняться.   В «жмурки», например. Такие игры снимают мышечные зажимы, что крайне необходимо тревожному ребенку.

 

Информацию предоставил:                                              Волкова Л.К., социальный педагог

 отделения реабилитации для детей и подростков

 с ограниченными возможностями.

Онлайн-консультант разработан компанией

Exiterra – создание и продвижение сайтов