Мудрые наказания

  images/img10.jpg Если ребенок провинился:

  •  Не начинайте разговор с ребенком, если вы в плохом  настроении. Сразу  дайте оценку поступку, узнайте, что ребенок думает по этому поводу. Не унижайте ребенка. Словами типа: «А у тебя вообще голова  на плечах есть?»
  •  Ясно определите для себя, что вы хотите от ребенка, и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  • Не угрожайте: «Если ты еще раз это сделаешь, ты у меня получишь!»
  • Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.
  • Оценивайте поступок, а не личность; лучше сказать: «Ты поступил плохо», «Ты очень огорчил меня», вместо «Ты плохой».
  • После сделанного выговора, замечания прикоснитесь к ребенку и дайте ему почувствовать, что вы верите в него.

 Наказывая ребенка, важно помнить:

  •   Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка. Наказание должно стать не нормой, а исключением, т.к. дети привыкают к частым наказаниям и становятся равнодушными воздействию родителей.
  • Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
  • Не читайте длинных нотаций. Нельзя подчеркивать свою власть над  ребенком.
  • Ведите разговор наедине с сыном (дочерью).
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, не должно превышать вины ребенка. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: отказ подчиниться разумному требованию, причинение обиды или вреда кому – нибудь из окружающих, грубость со старшими и прочее.
  • Нельзя пугать ребенка, например, говорить, что позовете милиционера.
  • Не спешите наказать ребенка  сразу после проступка: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».

 Поговорим о физическом наказании:

  •  Совершенно недопустимы физические наказания: они могут нанести непоправимую физическую и психическую травму, унизить ребенка, развить у него упрямство и фальшь. Дети с сильной нервной системой  в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми; дети со слабой нервной системой – боязливые, вялые, нерешительные. Возникает отчужденность в отношении с родителями, дети перестают считаться с родителями, начинают бояться их.

 Категорически нельзя:

  •  Наказывать едой, обзывать бранными словами, кричать, наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях), повторять свои требования множество раз.

 Подытожим сказанное:

  •  Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать, это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
  • Если есть сомнение: наказывать или не наказывать, не наказывайте.
  • За один проступок – одно наказание. Даже если проступков много, наказание только одно – за все сразу.
  • Помните о сроке давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан – прощен. Инцидент исчерпан, не мешайте ребенку начинать жизнь сначала.
  • Наказание должно быть без унижения. Чтобы не случилось, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью.
  • Ребенок не должен бояться наказания и гнева. Он должен бояться Вашего огорчения.

 

Информацию подготовил                                                 Волкова Л.К., социальный педагог

отделения реабилитации для детей и подростков

с ограниченными возможностями

Онлайн-консультант разработан компанией

Exiterra – создание и продвижение сайтов