Тематический план занятий по программе «Школа замещающих родителей»

Социально-психологический раздел

Тема:   Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители.

Пояснение к теме:      

1. Содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.
2. Задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

3. Понятие психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Количество часов по данной теме - 3 (1-лекционный, 2-практических).

Тема: Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей. 

Пояснение к теме:

1. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать.
2. Проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
3. Проведение оценки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Количество часов по данной теме - 4 (1-лекционный, 3-практический).

Тема: Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

Пояснение к теме:

Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Количество часов по данной теме - 3 (1-лекционный, 2-практический).

Тема: Адаптация приемного ребенка и приемной семьи. 

Пояснение к теме:

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

Количество часов по данной теме - 3 (1-лекционный, 2-практических).

Тема: Конфликты и их разрешение     

Пояснение к теме:

Причины конфликтов. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Способы выхода из конфликтных ситуаций. Активное слушание в конфликтных ситуациях

Количество часов по данной теме - 3 (1-лекционный, 2-практических).

Тема: Биологические родители приемных детей. Тайна усыновления.   

Пояснение к теме:

Формирование психологической готовности у замещающих родителей ответить на вопрос ребенка о его происхождении и появлении в замещающей семье. Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

Количество часов по данной теме - 3 (1-лекционный, 2-практических).

Тема: Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. Кризисы семейных отношений.

Пояснение к теме:

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Количество часов по данной теме - 4 (1-лекционный, 3-практических).

Социально-правовой раздел

Тема: Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Пояснение к теме:

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Количество часов по данной теме - 3 (1-лекционный, 2-практических).

Тема: Меры социальной поддержки приемных семей и детей    

Пояснение к теме:

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Количество часов по данной теме - 3 (1-лекционный, 2-практических).

Тема: Правовые последствия усыновления опеки (попечительства)

Пояснение к теме:

Защита личных не имущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Личные не имущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.

Количество часов по данной теме - 3 (1-лекционный, 2-практических).

Тема: Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства
             

Пояснение к теме:

Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Тема: Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.           

Пояснение к теме:

Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Количество часов по данной теме - 3 (1-лекционный, 2-практических).

Социально-педагогический раздел

Тема: Этапы возрастного развития ребенка

Пояснение к теме:

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Количество часов по данной теме - 4 (2-лекционных, 1-практический).

Тема: Прием в семью детей старшего возраста.

Пояснение к теме:

Общая характеристика подросткового возраста: ведущая деятельность, ведущая социальная (влияющая) среда, специфика межличностных отношений подростка со взрослыми и сверстниками. Кризис подросткового возраста - кризис идентичности и социальной принадлежности. Основные новообразования возраста

Особенности развития подростков из интернатных организаций, передаваемых в семьи (отклонение от нормального развития);

Важные характеристики принимающей семьи (семейной системы) усложняющие и упрощающие адаптацию подростка, его воспитание и социализацию. Необходимые ресурсы семьи для успешного воспитания детей старшего возраста

Тема: Особенности  развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению.

Пояснение к теме:

Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Количество часов по данной теме - 4 (1-лекционный, 3-практических).

Тема: Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

Пояснение к теме:

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.

Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Тема: «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

Пояснение к теме:

Формы "трудного" поведения приемного ребенка, их причины и способы работы с ними.

Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.

Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Тема: Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Пояснение к теме:

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности.

Количество часов по данной теме - 3 (1-лекционный, 2-практических).

Тема: Приём в семью нескольких братьев и сестер (сиблингов)

Пояснение к теме:

Семейная система с несколькими детьми. Детские подсистемы в семейной системе и их развитие в норме. Специфика межличностных отношений братьев и сестер в разных возрастах и возрастной разницей.

Необходимые личные и семейные ресурсы для успешного воспитания сиблингов при разных конфигурациях детской подсистемы и семьи.

Важные характеристики принимающей семьи (семейной системы) усложняющие и упрощающие адаптацию сиблингов, их воспитание и социализацию

Тема: Диспропорции развития ребенка Прием в семью детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ВИЧ-инфекцией

Пояснение к теме:

Диспропорции развития ребенка.

Ознакомление с особыми потребностями, процессами развития, адаптации детей с ОВЗ и необходимых для этого компетенциями и ресурсами (внутренними, семейными и привлеченными внешними).

Часто встречающиеся у детей, оставшихся без попечения родителей, разновидности нарушения развития, генетические, врожденные и приобретенные заболевания. Нарушения видов деятельности и поведения.

Дети, оставленные родителями в связи с выявлением заболеваний и синдромов. Особенности содержания детей в организациях для детей с ОВЗ и влияние организаций на здоровье, умственное и физическое развитие и поведение детей.

Образование и обучение. Виды специального (коррекционного) обучения.

Количество часов по данной теме - 3 (2-лекционный, 1-практических).

 Аттестация

Тема:  Подведение итогов прохождения курса подготовки кандидатов в замещающие родители

Пояснение к теме: 

Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения курса подготовки лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Проведение самооценки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и выявление готовности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему ребенка на воспитание.
Составление итогового заключения о готовности и способности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

Количество часов по данной теме - 1 (1-практический).

Всего 50 часов (18-лекционных, 32-практических).

Онлайн-консультант разработан компанией

Exiterra – создание и продвижение сайтов