Важно позаботиться о себе, чтобы находить силы позаботиться о другом!

Эмоциональное выгораниепрофессиональный недуг тех, кто помогает людям, дарит тепло и заботу. И, конечно, при­емные родители подвержены этому синдрому не меньше пси­хологов или социальных работников. Ведь работа родителей не только круглосуточная, но и весьма специфическая. Многие ее особенности становятся очевидными не во время подготовки к семейному устройству, а уже после помещения ребенка в се­мью. Родители обретают желанных детей и начинают жить их проблемами, их эмоциями, помогать преодолевать последст­вия прошлых травм. Но процесс реабилитации приемных де­тей - дело сложное и длительное, требующее от взрослых боль­ших эмоциональных затрат. Как не забывать о необходимости удовлетворять и собственные потребности? Где черпать силы?

Итак, эмоциональное выгорание это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностного взаимодейст­вия.

Главными составляющими этого процесса являются:

  • Эмоциональное истощение (переживание опустошенно­сти и бессилия);
  • Снижение чувствительности по отношению к другим людям (проявление равнодушия, черствости, бессердеч­ности, грубости);
  • Занижение собственных достижений (потеря смысла и желания вкладывать личные усилия).

Психологические признаки синдрома выгорания:

  • Постоянное чувство озабоченности;
  • Непроходящая усталость;
  • Переживание внутренней пустоты;
  • Раздражительность, направленная на окружающих;
  • Отношение к детям как к непосильной ноше;
  • Неуверенность в себе, в своей родительской компетен­тности;
  • Неудовлетворенность личной жизнью.

У замещающих родителей наблюдаются и такие специ­фические признаки эмоционального выгорания:

  • Снижается энтузиазм, с которого начинался прием ребенка в семью;
  • Ощущается повышенное чувство ответственности за воспитание детей;
  • Время от времени проявляются раздражительность, нервозность,
  • беспокойство, ощущается постоянная усталость;
  • Чаще используются оправдания вместо решений;
  • Ощущается отдаление от детей, испытывается чувст­во скуки, когда рядом дети;
  • Часто возникает чувство опустошенности, обиды
  • Легко возникает гнев, нарастает подозрительность;
  • Чаще приходит чувство разочарования;
  • Жизненные перспективы кажутся мрачными (особен­но в отношении детей).

Основные причины синдрома выгорания у замещающих родителей:

  • Чувство огромной ответственности перед собой, за­коном, детьми;
  • Занятость приемных родителей 24 часа в сутки, нака­пливающаяся усталость;
  • Долгое отсутствие видимых результатов в воспита­нии приемных детей;
  • Частые «рецидивы» трудного поведения у детей (воз­врат к прошлым привычкам, прошлому поведению);
  • Отсутствие готовых решений возникающих проблем. Неспособность решить проблему в настоящем, вызыва­ющая чувство безысходности;
  • Недостаток свободного времени и личного общения вне семьи;
  • Постоянный самоанализ и самоконтроль;
  • Необходимость регулярного ведения материальной отчетности;
  • Повышенный шумовой фон приемной семьи;
  • Конфликты в семье;
  • Трудности делегирования родительских обязаннос­тей другим членам семьи, неумение расслабляться;
  • Однообразие деятельности (особенно у тех, кто всег­да находится дома);  
  • Недостаток знаний в области педагогики, психоло­гии, медицины, юриспруденции;
  • «Неверные» мотивы приема ребенка в семью, неоправданные ожидания;
  • Потребительское отношение приемных детей к ве­щам: неумение их беречь и ценить;
  • Отсутствие возможности получать профессиональ­ную помощь специалистов сопровождающих учрежде­ний;
  • Предвзятое отношение общества;
  • Повышенное внимание со стороны других людей и СМИ;
  • Невозможность общения с другими семьями, изоля­ция.

Стадии процесса выгорания у замещающих родителей:

  • Предупреждающая фаза (полное погружение в воспита­ние детей, отказ от своих потребностей, усталость, рас­сеянность);
  • Снижение уровня собственного участия (переживание «недостатка топлива», дефицит теплых чувств к детям и другим членам семьи, потеря интереса к воспитанию детей);
  • Появление эмоциональных реакций и разрушительного поведения (переживание чувства вины, низкая оценка себя как родителя, страхи, подавленность, подозритель­ность, конфликтность, уход от общения);
  • Появление психосоматических реакций (резкий спад трудоспособности, обострение хронических заболева­ний, снижение иммунитета, бессонница, головные боли, неудовлетворенность собственной жизнью);
  • Разочарование (отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, от­чаяние).
  • Изначально, принимая решение о том, чтобы стать приемными родителями, очень важно понимать:
  • Для того чтобы не выгореть, нужно сделать свои ожи­дания как можно более близкими к реальности. Не думать, что ребенок, обретя семью, получив тепло и заботу, сразу станет ласковым, послушным и благо­дарным. Дети с тяжелым прошлым часто не умеют принимать любовь. Привязанность к родителям мо­жет формироваться долгое время. Поэтому дети мо­гут не поддаваться влиянию родителей, протестовать, нарушать правила;
  • Не стоит ждать, что приемные дети будут развиваться и вести себя так же, как кровные дети. И даже если в семье уже есть приемные дети, нужно понимать, что каждый следующий ребенок будет совсем другим, он может вести себя совершенно непредсказуемым образом. К нему нужно будет приспосабливаться, подстраивать не только себя, но и, возможно, всю се­мью, пока не пройдет процесс адаптации;
  • Нагрузки у приемных родителей большие. И это важ­но учитывать перед принятием решения взять в се­мью сразу нескольких детей. Важно соотносить свои способности, размеры помещения, временные затра­ты, возможности душевных сил;
  • Еще один фактор это важность обоюдного решения взять приемного ребенка в семью. Нередко один из супругов «уговаривает» другого пойти на этот шаг и в дальнейшем остается без существенной поддержки и большую часть нагрузки вынужден брать на себя. Если что-то идет не так, супруг, который не хотел брать детей в семью, всегда сможет сказать: «А я же тебе говорил…». Это добавит еще и чувство вины за решение, которое не было обоюдным. Такие взаи­моотношения усложняют семейную систему и адап­тацию ребенка в новых условиях, что может тоже привести к выгоранию. Поэтому не стоит спешить с принятием решения, если в семье есть люди, которые категорически против него.

Способы предупреждения синдрома выгорания:

Для того чтобы избежать эмоционального выгорания, не­обходимо научиться нескольким, на первый взгляд, простым вещам:

  • Изменять собственное отношение к ситуации. Ведь чем менее трагично человек воспринимает стрессовые си­туации, тем менее разрушительное воздействие окажет стресс;
  • Относиться к себе не как к жертве обстоятельств;
  • Сохранять активную жизненную позицию;
  • Формировать у себя положительное отношение
  • Принимать ситуацию, какой бы она ни была.

Эффективный способ борьбы со стрессом это освоение навыков позитивного мышления. Суть позитивного мышления в умении принимать ситуацию, не оценивая ее. Способность позитивно мыслить помогает конструктивному разрешению проблем, самосохранению, поддержанию физического и пси­хологического здоровья.

Правила позитивного мышления:

  • Устранять из собственной речи и мышления выраже­ния, несущие в себе безысходность, самообвинение, отсутствие надежды на решение проблемы;
  • Собирать в свою «психологическую копилку» пози­тивные высказывания, пословицы, притчи, что помо­жет научиться смотреть на возникающие проблемы в положительном ключе. Например: «Под лежачий камень вода не течет», «Дорогу осилит идущий», «Сел в лодку, значит, греби», «Все, что ни делается, делается к лучшему».
  • Очень важно также умение расслабления и саморегуля­ции. Чем лучше мы умеем расслабляться, стимулировать свое психологическое состояние, тем выше наша стрессоустойчи­вость

Навыки саморегуляции приходят в процессе тренировки:

  • Изменения направленности внимания;
  • Отвлечения от угнетающих эмоционально значимых си­туаций;
  • Переключения на другую деятельность;
  • Самоконтроля и регуляции внешних проявлений эмоций;
  • Целенаправленного воспроизведения в сознании пози­тивных образов или ресурсных состояний;
  • Умения ставить перед собой посильные и реальные цели.
  • Задачи саморегуляции:
  • Снижение возбуждения;
  • Активизация собственных ресурсов;
  • Снижение эмоциональной чувствительности;
  • Устранение эмоционального стресса;
  • Восстановление сил;
  • Повышение тонуса;
  • Регуляция работы организма.

Для сохранения собственного психологического здоро­вья можно использовать следующие ресурсы:

Личностные ресурсы это наша мотивация, жизненный и профессиональный опыт, самоуважение, самодостаточность, эмоционально-волевые качества и т.д.

Информационные ресурсы поиск информации о спосо­бах разрешения ситуаций, вызывающих стресс.

Материальные ресурсы безопасность нашей жизни, благоприятные гигиенические факторы труда и жизни, финан­совая стабильность, уровень дохода, достаточный для восста­новления сил.

Социальные ресурсы профессиональная помощь спе­циалистов, наличие поддержки, моральная помощь со стороны ближайшего окружения, соучастие и сочувствие близких, соли­дарность и сплоченность семьи. Способы преодоления эмоционального выгорания для замещающих родителей (использован обобщенный опыт дей­ствующих приемных родителей):

Не затягивать с решением возникающих проблем, пред­принимать активные действия для решения сложных си­туаций

  • Своевременно обращаться к специалистам;
  • Стараться всегда находиться в реальности, воспринимать ситуацию такой, какая она есть;
  • Осознавать особенности своей личности, учиться смо­треть на себя со стороны и использовать свой детский опыт при общении с детьми;
  • Стараться влиять на свое поведение, регулировать свое эмоциональное состояние;
  • Стремиться получать новую информацию, знания, участ­вовать в семинарах, тренингах, повышать свою компе­тентность;
  • Общаться с другими приемными семьями;
  • Вести дневник своих педагогических успехов и неудач;
  • Стараться находить время для своих личных интересов, заниматься спортом, посещать концерты, кино, выезжать на природу, выходить в гости;
  • Не забывать о том, что мы не только родители, но и супруги. Важно находить время для того, чтобы быть только вдвоем;
  • Поддерживать свое здоровье, соблюдать режим сна и пи­тания, овладевать техникой медитации.

 

Информацию предоставил:                                   Демидова Э.А., заведующий отделением                            сопровождения замещающих семей

Онлайн-консультант разработан компанией

Exiterra – создание и продвижение сайтов