Детское воровство

  • Детское воровство – один из самых распространенных типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы одни раз пробует что-нибудь украсть .
  • Причиной воровства у патронатного ребенка часто является просто незнание «правил игры» Ребенок, выросший в детском доме, может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность. что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. Хороший способ ввести ребенка в курс дела – выделять ему карманные деньги и помогать ими распоряжаться. постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Также необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношения к деньгам, как ресурсу, которым нужно разумно распорядиться.
  • Клептомания, которой часто боятся люди, готовящиеся взять в семью ребенка – это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь, которая никак не связана с социальным положением человека. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. Украденные вещи он теряет, отдает или забывает о них. Часто клептоман искренне пытается отказаться от привычки воровать, но может справиться с собой, иногда он просто не помнит, как все происходило и обычно не прилагает больших усилий. чтобы «замести следы». Клептоману не поможешь воспитательными мерами, с ним должен работать психиатр. Важно отметить, что клептомания – очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни крайне маловероятно.
  • Более часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди, представители самых высших слоев общества. Порой крадет какую-то вещицу в магазине человек, который при желании мог бы сию же минуту купить весь этот магазин целиком. Потребность украсть в данном случае связано с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем дают чувство эйфории и расслабления. Это вид психологической зависимости, сходный с зависимостью от сигарет. Человеку, страдающего такой зависимостью, необходима помощь психолога. который будет работать не с воровством как таковым, а стой тревогой, которая гложет человека. заставляя его совершать кражу. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.
  • Нередко дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей или воспитателей, причем делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребенка. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви или радости в его жизни. В этом случае детские кражи говорят о том, что ребенок не получает достаточно внимания, или что отношения в семье напряженные, и супруги объединяются вместе только перед лицом «общей опасности» – воровства.
  • Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (кассет, билетов на концерт и т. д.). Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростка очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.
  • Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно детям. которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. В подобных случаях нужно прежде всего помочь ребенку завести друзей, научить его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повысить его самооценку и укрепить в нем уверенность, то он может быть интересен сам по себе.
  • Детское воровство часто бывает вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все»). Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Это не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании его совести. Использует ли он этот шанс – во многом зависит от воспитателя.
  • Наконец, ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью. Задача воспитателя построить такие отношения с ребенком, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения. 

Воспитателю важно помнить, что 

  • Трудное поведение патронатного ребенка подталкивает воспитателя к его восприятию через социальные стереотипы: если про родного ребенка мы подумаем: «он украл», то про ребенка из неблагополучной семьи можем подумать «он вор». Подобные стереотипы отражаются на нашем видении ситуации и поведении, нанося вред отношениям с ребенком
  • Мы не можем знать всю предысторию патронатных детей, не всегда хорошо чувствуем и понимаем их. Поэтому следует быть вдвойне осторожными и тактичными.
  • Многие патронатные дети подвергались жестокому или чрезмерному наказанию и поэтому могут остро реагировать на любое проявление недовольства со стороны воспитателя.
  • Патронатные дети могут иметь жизненный опыт, очень сильно отличный от опыта детей из обычных семей. Не их вина, что многие их представления о правилах жизни не были вовремя и правильно сформированы. Помочь им в этом – задача воспитателя.

Онлайн-консультант разработан компанией

Exiterra – создание и продвижение сайтов