«Школа замещающих родителей»

Программа проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Жить и воспитываться в семье — неотъемлемое, приоритетное право любого ребенка, так как семья — это естественная и необходимая среда для индивидуального и социального развития. Одной из принципиальных идей Концепции  совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях, утвержденной решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 7 июля 1998 года №1/1 п. 125 является дать каждому ребенку опыт жизни в семье.

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, поэтому формирование готовности к принятию ребенка в семью предполагает заблаговременное информирование замещающих родителей по основным вопросам семейного воспитания. Это разъяснение характера трудностей, ознакомление по вопросам прав, обязанностей родителей и их неродных детей, эмоциональная поддержка кандидатов в родители друг друга, знакомство с их опытом воспитания, консультации со специалистами, обучение элементарным действиям по уходу за ребенком и организации его жизнедеятельности.

В соответствии с этим разработан Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации»
        Целевая аудитория: лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (опекуны, попечители, приемные родители, усыновители).

     Цель — формирование  психолого-педагогических и правовых знаний и подготовка кандидатов в замещающие родители к изменению структуры семьи и новым семейным взаимоотношениям (психологической готовности к принятию ребенка).

Задачи:

1. Создать условия для психолого-педагогической и правовой подготовки кандидата в родители к новой социальной роли.

2. Способствовать осознанию замещающими родителями собственных мотивов и возможностей (материальных, психологических, социальных, эмоциональных) принятия ребенка в семью.

3. Повысить опыт коммуникативной, воспитательной деятельности будущих замещающих родителей.

4.Исследовать индивидуально-личностные особенности родителей, внутрисемейные отношения, ценностные ориентации в отношении ребенка.

Курс обучения по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей «Школа замещающих родителей» (далее Программа) рассчитан на 2 месяца (16 занятий) с периодичностью 2 занятия в неделю по 3-4 часа.  50  часов, из них лекционных -  18, практических —  32 часа.

Количество слушателей в группе — не более 15 человек.

По завершении обучения кандидаты в замещающие родители получают свидетельство установленной формы о прохождении подготовки на территории Российской Федерации (Приложение 7 к Порядку проведения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.).

Ожидаемые результаты:

1.Осознанное желание кандидата в замещающие родители принять ребенка в семью.

2.Сформированность представлений о семейных ролях и благоприятных детско-родительских отношениях.

3.Сформированность знаний о правовых аспектах принятия ребенка в семью, мерах социальной поддержки.

4.Снижение риска возврата ребенка в государственное учреждение.

5.Усиление воспитательного потенциала замещающей семьи.

6.Динамика изменения социально-психологических установок, направленных на создание положительных взаимоотношений с ребенком.

Формы организации занятий.

1.Социально-психологический тренинг.

Этот вид специально организованного обучения, подразумевающий активные методы групповой работы, использование специфических форм сообщения знаний, обучение навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития. Тренинг позволяет кандидатам в родители осознать свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка.

2. Лекции, мини-лекции.

 Материал, включающий в себя новые знания защиты прав и интересов   ребенка-сироты, сохранения его физического и психического здоровья презентуется участникам в лекционной форме, с использованием приемов и методов интерактивного обучения.

Методы обучения:

—Группы краткого обсуждения. Участникам предоставляется возможность быстро обсудить в мини-группах какой-либо вопрос, ситуацию или проблему.

—Изучение конкретных ситуаций. Изучение и анализ ситуаций из жизни самих участников.

—Игры и имитации. Некоторые упражнение тренинга напоминают участникам «детские» игры.

—Визуализации. Данный метод предполагает работу с образами, ощущениями, возникающими в определенном состоянии, которое достигается путем расслабления.

—Ситуация разговора «про них», а не «про себя» раскрепощает участников, позволяет им больше рассказывать и обсуждать.

Приемы организации обучающего процесса:

Разминка.

 Специальные упражнения для того, чтобы «разогреть» группу в ходе занятий (особенно в начале), помочь людям преодолеть скованность.

Использование материалов для самостоятельного чтения.

Участникам предлагается самостоятельно прочесть некоторый материал.

Демонстрация.

Ведущий самостоятельно или с привлечением помощников демонстрирует техники и приемы, которые предстоит изучить.

Индивидуальные письменные занятия.

Участникам может быть предложено заполнить самостоятельно заранее приготовленные формы или бланки.

Домашние задания.

Участникам предлагается задание, которое дается на обдумывание и выполнение дома.

Дискуссии.

Обсуждение актуальных вопросов и ответов под управлением ведущего.

Работа в парах.

Данный вид работы создает пространство для более личностного общения и дает больше времени на высказывание каждого участника.

Анкетирование.

Используется для проведения мини-исследований прямо в ходе занятий.

Разыгрывание конкретных ситуаций.

Разновидность ролевой игры, позволяющая разыграть конкретную ситуацию.

Решение реальных задач

Онлайн-консультант разработан компанией

Exiterra – создание и продвижение сайтов