Формы семейного устройства

Федеральным законодательством установлены две формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей -усыновление (удочерение) и опека (попечительство). 

 1.Усыновление/удочерение – принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного - со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей, и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Особенности:

  • Позволяет ребенку чувствовать полноценным членом семьи.
  • Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из  несовершеннолетнего возраста.
  • Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и, в некоторых случаях дату рождения.
  • Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов.
  • Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление устанавливается в гражданском суде.
  • Государство предоставляет послеродовой отпуск и выплату в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец и при усыновлении ребенка из учреждения, единоразовую компенсацию.
  • Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью.
  • Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения может быть усыновлен.
  • Проверка состояния воспитания и содержания приемного ребенка проводится в течение трех лет раз в год и далее может быть снята. 

2. Опека и попечительство – семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов. В свою очередь опека бывает – возмездной и безвозмездной. К возмездным формам опеки относятся: приемная семья, семейно-воспитательная группа и патронат.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. 

Особенности:

  • Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей в участии и содержании своего ребенка.
  • Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка.
  • На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. Оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
  • Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Существует ежегодная финансовая отчетность.
  • Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства.
  • Опекуном, как правило, может быть назначено одно лицо.
  • Менее жесткие требования к опекуну в части дохода и жилищных условий.
  • Ребенок является воспитуемым, не становится полноценным членом семьи и в старшем возрасте после 10 лет, такое положение может провоцировать ребенка на серьезные конфликты с семьей опекуна.
  • Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны, а в некоторых случаях обязательны. 

3.Приемная семья – возмездная разновидность опеки, при которой ребенок передается в семью на основании гражданско–правового договора (не трудового) между приемными родителями и органами опеки. По сути это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребенка. Ребенок может быть принят под опеку из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договора трудовой стаж не начисляется.

Особенности: 

  • Приемным родителем может быть один человек или супруги, как правило, действует норма: в семье может воспитываться не более 8 несовершеннолетних детей (вместе с кровными).
  • Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно или трудно передать на усыновление или опеку. Срок передачи ребенка в приемную семью определяется договором и может быть разным.
  • Требования к кандидатам в приемные родители менее жесткие, чем к усыновителям, но более жесткие, чем к простым опекунам.
  • Сложнее оформить чем опеку, т.к.требуется оформить договор о создании приемной семьи. орган опеки имеет право отказать в заключении договора, если это имеет только материальную подоплеку.
  • На содержание ребенка ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива, а также выплачивается ежемесячное вознаграждение за услуги по воспитанию.
  • Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, выплаты, а также требования и ограничения. Например: могут предоставлять льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывать помощь в обучении, отдыхе и лечении опекаемого, выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.
  • Органы опеки наблюдают за приемной семьей весь срок нахождения ребенка в семье, приемные родители должны соблюдать план по защите прав ребенка.
  • Контакты с кровными родственниками ребенка могут быть обязательными и включены в требования к приемной семье. 

4.Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня) — форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.

Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между ребенком и наставником возникает переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы как поступать в тех или иных ситуациях.

Особенности:

  • Как правило более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок.
  • Возможность взять ребенка/детей, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обреченных жить в детском доме: изъятых из многодетных семей или осужденных родителей.
  • Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, который позволяет понять, верно ли принятое решение.
  • При переходе на постоянные формы устройства ребенку будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у него уже есть.
  • Законодательно не установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов - все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка — директором детского учреждения.
  • Директор не обязан разрешить вам брать ребенка.
  • Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают почему их берут и возвращают, они еще не понимают, что могут быть не только родители, но и «родственники».
  • Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово, нам известны лишь отдельные случаи и регионы: в частности мы знаем, что такой опыт был в Смоленской, Ульяновской и Кемеровской областях. 

Онлайн-консультант разработан компанией

Exiterra – создание и продвижение сайтов